пятница, 25 мая 2012 г.

Spb Transport Online - встреча в комитете по транспорту


На днях посетил комитет по транспорту Санкт-Петербурга на предмет перспектив развития программы "Spb Transport Online", пообщался с председателем комитета Поповым Станиславом Владимировичем. Встреча прошла весьма интересно и конструктивно, в доброжелательной обстановке.

В комментариях к статьям, программе и прочим публикациям, хоть и не часто, но все же встречается такое отношение к порталу: "работает плохо, опять бабло попилили", "сделали только галочки" и т.д. Не знаю конечно, пилили там что-то или нет, но после личного общения складывается впечатление, что комитет, во всяком случае лично г-н Попов, весьма заинтересован в качестве работы портала, в его развитии, в том, чтобы портал действительно приносил пользу горожанам. Чувствуется позитивный настрой и желание идти навстречу в совместном совершенствовании предлагаемой городом услуге.

Теперь о вопросах которые обсуждались на встрече.

Первый вопрос - как относится комитет, как владелец портала, к сторонним программам, которые разработаны без ведома комитета. Станислав Владимирович подробно выяснил, как был получен доступ к необходимой информации, убедился, что не было неправомерного доступа к этой информации и дал добро. Программы специально блокироваться не будут. Это значит, что "Spb Transport Online" будет развиваться, ждите новые версии :)

Второй основной вопрос - это официальное API для сторонних независимых разработчиков. На самом деле, и то, что существует сейчас, вполне можно назвать назвать полноценным API. Но есть, как говорится, нюансы:
  1. Не все, что предоставляет портал, можно получить в удобном для обработки виде. Это, например, касается такого важного момента, как расписание движения - вместо формата JSON, в  котором отдается почти все остальное, эти данные - в формате HTML. Естественно, что и это не проблема - распарсить можно все, что угодно (сейчас так и делается), но надо понимать, что нестандартизированный ответ сервера может в любой момент измениться и данная функциональность в приложении просто перестанет работать.
  2. В первом примере видно, что при любых изменениях в формате получаемых с сервера данных, программы становятся неработоспособными. Из этого вполне логично образуется второй вопрос - поддержка старых версий API на время, достаточное для адаптации существующих программ. Оповещение разработчиков об этих изменениях.
  3. Документация по API. Понятно, что сейчас ее нет, потому что официально нет и API. Но все-равно стоило заострить на этом внимание. На будущее, так сказать.

Но это все хорошо, если официально API вообще будет. А будет ли?

Станислав Владимирович прекрасно понимает, что открытое API принесет больше плюсов, нежели минусов, поэтому, хоть вопрос и остался пока открытым, скорее всего API будет. В каком виде - тоже еще вопрос, но за основу для обсуждения взят вариант полуоткрытого доступа: возможность использовать API будет предоставляться после регистрации в качестве разработчика.

Есть еще один серьезный момент: в ТЗ по разработке портала - API не было. Логично, что для создания API нет и дополнительного финансирования. Так же наивно полагать, что это всего лишь добавить в код пару строк - естественно, что это немалая работа, которая требует и предварительного обсуждения, и написания ТЗ, и разработки, и последующего тестирования, и оплаты, разумеется. Поэтому моментально ждать каких-либо результатов не стоит.

И это даже в том варианте минимальных переделок и дополнений. Почему "даже"? Оказывается есть предложение и по более радикальным изменениям - в статье на фонтанке сообщается, что некая петербургская компания, действуя через депутата ЗакСа Виталия Милонова, хочет чтобы под их разработку произвели достаточно серьезную модификацию портала, мотивируя это тем, что их приложение "будет брать только сжатые данные о местоположении объектов, что будет быстрее и дешевле для пользователя".

Конечно же понятно, что хотят разработчики - получая не картинку на прозрачном фоне с уже нанесенным на нее изображением транспорта, а данные с с отдельными текущими координатами транспортных средств, можно оптимизировать работу своей программы, отобразить в реалтайм конкретный маршрут, кастомизировать отображение транспорта на карте и т.д. Безусловно это было бы здорово, надеюсь, что когда-нибудь так и будет. Но врядли сейчас есть подобная необходимость - ведь нельзя забывать и о небесконечных ресурсах серверов портала - уверен, что разработчики портала сделали подобный вариант не просто так, а в целях оптимизации работы портала. И в данном свете, пожелания этой компании напоминают поговорку - "дай им палец, так они всю руку откусят".

Кстати, вопрос производительности именно сейчас, на этапе тестирования, так же вызывает серьезные опасения главы комитета - система, работая не на полную мощность, может просто не выдержать большого наплыва посетителей, спровоцированного появлением программ под мобильные платформы. И это тоже является одной из серьезных причин, по которым API не будет открыто до конца тестирования.

А когда же конец тестирования?

Сейчас практически полностью подключены к системе автобусы, активно подключается электротранспорт. Причем теперь на портале транспорт не только одного перевозчика, как было вначале. К осени планируется закончить этот процесс, переехать на новые, более мощные сервера, завершить период тестирования и перейти к нормальному режиму работы.
В планах (относительно далеких) поставить на остановках табло, на которых будет время прибытия. Конечно же только время, без карты :)

Напоследок поинтересовался возможностью применения стнадарта GTFS.
GTFS (изначально Google Transit Feed Specification, но с 2009 года расшифровку сменили на General Transit Feed Specification) - общий протокол для расписания общественного транспорта, который компания Google предложила в 2006 году. GTFS является открытым стандартом, который могут использовать все желающие. Ответа не получил, что вполне понятно, но определенную заинтересованность вопрос получил. Посмотрим.

Как итог встречи - познакомился с ответственным за данное направление, обменялись контактами, договорились держать связь. Я в свою очередь, пообещал изложить на бумаге итоги встречи, мысли по развитию. Вчера отправил. Надеюсь, что будем сотрудничать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рейтинг GPS Клуба. GPS навигаторы. GPS мониториг. GPS трекеры. ГЛОНАСС